Эксперты обсудили доступность инновационных препаратов в онкологии

Смертность от онкологических заболеваний в России все еще очень высока. По словам исполнительного директора RUSSCO, директора Бюро по изучению рака почки Ильи Тимофеева, ежегодно от рака умирает около 300 тысяч человек — это сравнимо с численностью населения среднего российского города. За последние десять лет смертность снизилась всего на 1%. Столь низкие темпы говорят лишь о том, что существующих мер борьбы с онкопатологией недостаточно. Какие меры смогут стать по-настоящему эффективными, способствовать снижению смертности и увеличению продолжительности жизни онкобольных, обсудили эксперты круглого стола «Доступность инноваций в онкологии», прошедшего в медиацентре «Российской газеты».

Президент Владимир Путин поставил задачу снизить смертность от онкологических заболеваний на 6% к 2024 году. На эти цели из бюджета выделяются дополнительные средства. Особое внимание будет уделено обеспечению полноценного доступа к терапии эффективными и безопасными противоопухолевыми препаратами, в том числе инновационными.

По мнению экспертов онкологического сообщества, снизить смертность, продлить жизнь и улучшить ее качество возможно за счет повышения доступности инновационных лекарственных препаратов благодаря выделяемому финансированию, а также включению их в перечни ЖНВЛП и ОНЛС.

«Анализируя статистику обращений пациентов на горячую линию, мы отмечаем, что около 70% звонков посвящено проблемам доступности лекарственных препаратов, и при этом нет четкой связи с финансовым состоянием регионов, — говорит президент Ассоциации онкологических пациентов «Здравствуй!» Ирина Боровова. — Но весьма заметна роль перечней, особенно ЖНВЛП. Если нужный препарат там присутствует, то намного легче получить лечение. Если же препарат отсутствует, то его назначение и закупка сильно задерживаются или вообще не происходят».

«Большая надежда возлагалась на профилактику и раннюю диагностику. Но как бы мы ни старались на ранних стадиях, многие опухоли, увы, дают рецидивы и переходят в метастатическую форму. Ключевым методом лечения таких пациентов является лекарственная терапия, — говорит Илья Тимофеев. — Поэтому внедрение инновационных методов лекарственного лечения абсолютно необходимо для повышения выживаемости онкобольных, и это будет частью усилий по увеличению средней продолжительности жизни населения России. Как известно, поставлена цель достигнуть отметки в 80 лет к 2024 году».

Кроме того, существуют нозологии, а также определенные группы онкологических пациентов, при лечении которых могут быть эффективны только современные таргетные противоопухолевые лекарства.

К такой категории, в частности, относятся пациенты, страдающие раком почки. Ряд ключевых препаратов второй и последующих линий, которые давно вошли в клинические рекомендации RUSSCO и АОР, пока не включены в федеральные перечни. А это значит, что пациенты часто не получают необходимое лечение или получают его слишком поздно. При этом рак почки является одной из самых быстрорастущих нозологий — прирост количества таких пациентов составляет около 4% ежегодно

Другая нозология обращает на себя внимание тем, что является одной из основных причин смертности от рака среди женщин. Это рак молочной железы. Эксперты сообщили, что уже зарегистрированы новые прорывные схемы терапии, которые могут значительно продлить ремиссию и улучшить качество жизни, но они пока не представлены в перечнях. Важнейшая задача — поскорее сделать их более доступными.

«Онкогематология особенно нуждается в доступных инновациях, — уверена президент Всероссийского общества онкогематологии «Содействие» Лилия Матвеева. — Потому что раннее выявление в онкогематологии бессмысленно без своевременного получения лекарственных препаратов. При некоторых заболеваниях, таких как хронический миелолейкоз, проблема заключается в том, что если больной перестал отвечать на проводимую терапию, ему требуются препараты 3–4-й линий. Такие инновационные препараты есть и могут быть назначены вовремя, но вот получить их крайне сложно из-за отсутствия в перечнях». По мнению эксперта, в то же время у больных, получающих весь арсенал современной терапии, заболевание переходит в разряд хронических, а продолжительность жизни приближается к таковой у относительно здорового населения. Поскольку у ранее включенных в перечни препаратов уже вышли аналоги, сравнение новых препаратов идет уже со стоимостью дженериков, что ставит блок для добавления в перечни необходимых инноваций. Сама система пересмотра перечней непрозрачна не только для пациентского сообщества, но и для самих специалистов. Голосуя за пересмотр, члены комиссии опираются на экономические факторы, которые не должны быть решающими. Поэтому заниматься этим должны все же специалисты с медицинским образованием.

«Речь идет о том, что люди борются за собственную жизнь или за жизнь своих близких, и каждая минута на счету, — напоминает Юрий Жулев, президент Всероссийского союза пациентов. — И все разговоры о перечнях, тарифах, стандартах до пациента не доходят, потому что конкретный препарат нужен ему немедленно. Однако сейчас готовится целый пакет поправок к соответствующему постановлению Правительства, которое регулирует деятельность комиссии по формированию перечней. Если они будут приняты, комиссия многократно будет заседать в течение года, вследствие чего частично повысится доступность препаратов и работа станет более ритмичной».

Уже в начале сентября состоится пересмотр существующих перечней на следующий 2019 год. Профессиональные врачебные и пациентские сообщества надеются, что обновленные перечни упростят доступ как к базовой терапии, так и к необходимым инновациям, чтобы продлить жизнь миллионам наших граждан и достигнуть целей, поставленных президентом РФ.