Достижения и точки роста онкологической службы в России: какая помощь нужна пациентам сегодня?

 

Чего уже удалось достичь в рамках федерального проекта по борьбе с онкологическими заболеваниями, а что только предстоит наладить на федеральном и региональном уровнях, обсудили эксперты в ходе симпозиума «Борьба с онкологическими заболеваниями: настоящее и будущее», который состоялся в рамках Международного форума «Инновационная онкология».

В рамках симпозиума спикеры осветили ход реализации федерального проекта, основными целями которого является снижение смертности от злокачественных новообразований, повышение выявления числа пациентов с ранними стадиями онкологических заболеваний, увеличение выживаемости и снижение годичной летальности.

На текущий момент отмечаются значительные успехи по ряду задач. Так, удалось достичь повышения показателя пятилетней выживаемости – числа больных, которые находятся под наблюдением 5 лет и больше. Важным направлением в рамках проекта стало повышение качества диагностики онкологических заболеваний, в связи с чем было выделено дополнительное финансирование на проведение диагностических мероприятий в амбулаторных условиях, а также заработала программа стимулирующих выплат за выявление злокачественных образований в ходе диспансеризации – это средства, которые получают врачи, выявившие опухоли.

В программы диспансеризации были включены новые исследования, направленные на раннюю диагностику новообразований. Были созданы референс-центры, направленные на получение грамотных гистологических, иммунногистохимических, молекулярно-генетических заключений, а также проведение и пересмотр лучевых методов исследований. Уже сейчас функционирует девять референс-центров, в 2020 году также планируется открытие дополнительных учреждений.

«Россия выбрала для себя амбициозный путь – не так много стран ставят себе план по снижению показателей смертности за такой короткий промежуток времени. Когда мы хотим достичь большего, надо четко понимать, какие у нас есть проблемы, болевые точки, на которые мы должны воздействовать для того, чтобы улучшать ситуацию. Те проекты, которые прописаны в нашей федеральной программе по борьбе с онкологическими заболеваниями, направлены на первичную и вторичную профилактику, диагностику, маршрутизацию пациентов, лечение, реабилитацию, паллиативную помощь, создание единого цифрового контура и подготовку кадров», – напомнил Александр Петровский, к.м.н., Заместитель директора по образовательной деятельности «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина» Минздрава России.

Уже 29 европейских стран разработали программы по борьбе с онкологическими заболеваниями или внедрили соответствующие стратегии. Так, в Польше в мае была разработана Национальная стратегия борьбы с раком, созданная в соответствии с законами и правилами, принятыми в 2019 году. Украинский парламент 12 февраля проголосовал за разработку полной комплексной национальной программы по борьбе с раком на период с 2021 по 2030 гг. к концу этого года. Хорватия также приняла многостороннюю национальную программу борьбы с онкологическими заболеваниями после трех лет подготовительной работы.

В целях улучшения сроков и качества оказания онкологической помощи необходим обмен передовым опытом на международном уровне. Действия государств, которые ставят перед собой цели по борьбе с онкологическими заболеваниями, должны быть скоординированы. В этой связи была разработана специализированная система обмена информацией между 18 странами Центральной и Восточной Европы, включая Россию. Платформа позволяет систематизировать данные о задачах в рамках национальных программ и ходе их реализации, расходах и точках роста.

«Выживаемость при раке груди, колоректальном раке и раке шейки матки в России несколько ниже, чем в Центральной и Восточной Европе. Однако в настоящее время в России происходят значительные улучшения в отношении рака предстательной железы. Контроль онкологических заболеваний – сложная и многогранная задача, которая требует стратегического планирования, стабильных финансовых и человеческих ресурсов, чтобы добиться лучших результатов для пациентов. Усилия по борьбе с раком, предпринимаемые в настоящее время в России, а также в Центральной и Восточной Европе, действительно дают свои плоды, улучшая качество онкологического лечения и обеспечивая положительные результаты для пациентов», – отмечает Линда Гиббс, Руководитель кластера центральной и восточной Европы подразделения Pfizer Онкология.

Пандемия коронавируса позволила выявить острые вопросы в многих областях здравоохранения. В то же время система российских онкологических диспансеров, функционировавшая в этот период практически в полном объеме, позволила подавляющему большинству онкологических больных продолжать получать противоопухолевое лечение. Сегодня многие лекарственные препараты для терапии онкологических заболеваний производятся в таблетированной форме, что расширяет возможности оказания пациентам помощи и в амбулаторном сегменте. Предложения по развитию именно этого направления в целях обеспечения бесперебойности терапии в том числе в чрезвычайных условиях сегодня широко обсуждаются среди пациентского сообщества.

«Мы обращали внимание на некоторые вопросы, связанные с преемственностью лечения. В первую очередь из полученных обращений следует, что проблематика доступности лекарственных средств сосредоточилась в сегменте амбулаторного лекарственного обеспечения. Мы считаем, что и профессиональному сообществу, и пациентам, и организаторам здравоохранения предстоит доработать конкретные механизмы погружения амбулаторного лекарственного обеспечения в систему ОМС», – подчеркивает Николай Дронов, Председатель Координационного Совета МОД "Движение против рака”, член Совета общественных организаций по защите прав пациентов при МЗ РФ.

В условиях пандемии на передний также план вышло обеспечение онкологических пациентов медицинской помощью в удаленном формате. Эксперты отметили, что телемедицинские консультации уже активно используются в режиме «врач-врач» как внутри регионов, так и между регионами и федеральными центрами.

«В настоящее время законодательство РФ предусматривает право граждан на получение медицинской помощи, и в том числе с помощью телемедицинских технологий. Врач должен принять пациента на первичном очном приеме, установить диагноз, назначить первичное лечение, в дальнейшем ведение пациента (сбор жалоб пациента и данных анамнеза, оценки эффективности лечебно-диагностических мероприятий, медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента, коррекция ранее назначенного лечения) может оказываться посредством дистанционного взаимодействия. Сегодня данные возможности практически не используются, и это направление нужно развивать», – отметила Наталья Смирнова, юрист, член Национального Совета экспертов по редким заболеваниям, член экспертного совета ГД РФ по охране здоровья по редким (орфанным) заболеваниям.